Православие

 

История епархии

Несмотря на то что православные поселения стали обосновываться в пределах Уфимского края во второй половине XVI века, следы христианской веры здесь обнаруживаются уже в VIII-X веках. Территория, занимаемая нынешней Уфимской епархией, с древних времен населялась многими народами, которые различались не только языками и обычаями, но и происхождением.

Таковы народы финноугорского, тюркского, славянского происхождения. Христианская вера могла проникнуть сюда как через проповедников Слова Божия из Византии и других стран Востока, так и через торговых людей, кочующих из одной страны в другую, а порой и оседающих среди других племен. Проникала она и через соседнюю иудейскую Хазарию, где в те века тоже было немало христиан.

Византийский писатель Григорий Нисский не только булгар дунайских, но и кубано-кавказских производит из волжских булгар. Арабские путешественники X-XI веков, среди которых Ахмет ибн-Фадлан из Багдада, тоже указывают на христианские обычаи среди волжских булгар. Тем более, исходя из последних данных, до XI века значительную часть населения Волжской Болгарии представляли славянорусы. Таким образом, до принятия булгарами ислама христиане составляли среди этого народа значительную часть.

Есть и другие факты о наличии христианской веры на территории Уфимской епархии еще до того, как эти земли стали относиться к Российскому государству. Так, финноугорские народы занимали пространство от Камы до Иртыша. Гунны некоторое время населяли районы юго-восточной части Уфимской и Оренбургской губерний, и здесь тоже была смесь народов иранского, тюркского и отчасти славянского происхождения.

Это обширное пространство между Обью и Уфой входило в состав владений новгородцев, которые ранее XII века успели завладеть землями между Ладогой, Белым, Карским морями, рекой Уфой и нынешним городом Уфой. Вместе с торговлей они несли сюда и христианскую веру. Кроме того, православие новгородцы в XII веке распространяли между двинскими народами в Архангельской губернии. О наличии русских колоний по берегам Камы в XIII веке в р-не Мензелинска, Набережных Челнов и Николо-Берёзовки говорят историки Р.Г. Игнатьев, Н.М. Карамзин и др.

Но, безусловно, полного утверждения в тот ранний период православия не могло быть. Причины заключались в кочевом образе жизни и постоянных опасностях, которым подвергались эти народы со стороны среднеазиатских, тюркско-монгольских и других воинствующих племен.

По-настоящему же здесь стала распространяться православная христианская вера с XVI века с переселением в эти края русского населения, строительством здесь крепостей, деревень, сел, а вместе с этим и церквей, монастырей, часовень.

Первым памятником христианства в Уфе стала деревянная Троицкая церковь, построенная стрельцами «об един день» в Святую Троицу в 1574 г. - в день основания Уфы. Вторая церковь, во имя Казанской Божией Матери, построена в 1579 г. в начале Казанской улицы. Об этом храме упоминается в грамоте царя Феодора Иоанновича в 1593 г. Из грамоты видно, что церкви во имя Казанской Божией Матери, по челобитью протопопа сей церкви Адриана, была пожалована земля около самого города «от места, глаголаемого Усолья до реки Уфы и городища».

Епархия с кафедрой в Уфе была учреждена указом императора Павла I от 27 сентября 1799 года и открыта в начале 1800 года как Оренбургская и Уфимская епархия в пределах Оренбургской губернии. В её состав вошли: Уфа, Мензелинск, Бирск, Белебей, Стерлитамак, Оренбург, — из Казанской епархии; Троицк, Челябинск, Верхнеуральск — из Тобольской.

21 марта (2 апреля) 1859 епархия разделена на две: Оренбургскую и Уфимскую, с центрами в соответствующих городах.

В концу 19 века в епархии было 366 церквей. Действовали Духовная консистория, Духовная семинария, Духовное мужское училище, Епархиальное женское училище, при храмах — церковно-приходские школы. Для координации деятельности духовных учебных заведений в 1884 году был создан Епархиальный училищный совет. Издавалась газета «Уфимские епархиальные ведомости». К 1913 году в епархии было 17 монастырей и общин (6 мужских и 11 женских), 526 церквей, 225 часовен; при церквах и монастырях действовало 388 библиотек.

К началу 1920-х годов в Уфимской епархии насчитывалось около 730 православных храмов и 16 монастырей.

В 1937 году Уфимское епархиальное управление было ликвидировано, руководство епархией перешло архиерею Куйбышевской епархии. К 40‑м годам почти весь состав духовенства был репрессирован.

К 1939 году органами советской власти в Уфимской епархии были закрыты все храмы, кроме Сергиевской церкви в Уфе.

В 1942 году было восстановлено Уфимское епархиальное управление. В 1945 году в епархии было одно благочиние с 2 центрами в городах Уфа и Стерлитамак. В управлении было около 40 церквей и молитвенных домов. В 60‑е годы часть церквей была закрыта и к 1970 году их было 17.

К 1990 году в епархии действовало около 30 храмов. По данным на 2010 год, в епархии насчитывалось более 279 приходов и 8 монастырей, служило более 250 священнослужителей. Были созданы отделы религиозного образования и катехизации, молодёжный, миссионерский, по благотворительности и соц. служению, спорта и патриотического воспитания молодёжи, по работе с воскресными школами и др. На территории епархии действовало 160 воскресных школ, приют, епархиальный музей, иконописные мастерские, библиотека. Издаётся газета «Уфимские епархиальные ведомости».

В 2011 году в епархии было 287 приходов (29 благочиний), 8 монастырей, 6 монастырских скита и подворий, 247 священнослужителей.

27 декабря 2011 года из Уфимской епархии выделены Нефтекамская и Салаватская епархии с включением их и Уфимской епархии в состав новообразованной Башкортостанской митрополии.

Митрополия учреждена в соответствии с вновь создаваемой трёхступенчатой структурой организации епархиального управления в РПЦ взамен существовавшей исторически Уфимской и Стерлитамакской епархии Русской православной церкви.

Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. (журнал № 51) из состава Уфимской, Салаватской и Нефтекамской епархий выделена Бирская епархия.

4-5 июня 2016 года в Уфимскую епархию и Башкортостанскую митрополию Патриарх Кирилл совершил первый в истории епархии патриарший визит.

Епархии

Бирская епархия

29 июля 2017 г. образована решением Священного Синода РПЦ путем выделения из состава Уфимской, Салаватской и Нефтекамской епархий.

Территория: города Баймак, Белорецк, Бирск, Учалы; Абзелиловский, Архангельский, Баймакский, Белорецкий, Бирский, Бурзянский, Зилаирский, Иглинский, Караидельский, Мишкинский, Нуримановский, Учалинский, Хайбуллинский районы Республики Башкортостан.

Нефтекамская епархия

Территория: города Белебей, Дюртюли, Нефтекамск, Октябрьский, Туймазы, Янаул; Аскинский, Бакалинский, Балтачевский, Белебеевский, Белокатайский, Благоварский, Буздякский, Бураевский, Дуванский, Дюртюлинский, Ермекеевский, Илишевский, Калтасинский, Кигинский, Краснокамский, Мечетлинский, Салаватский, Татышлинский, Туймазинский, Чекмагушевский, Шаранский и Янаульский районы Республики Башкортостан.

Салаватская епархия

Территория: города Ишимбай, Мелеуз, Салават, Кумертау; Альшеевский, Аургазинский, Бижбулякский, Давлекановский, Зианчуринский, Ишимбайский, Кугарчинский, Кушнаренковский, Куюргазинский, Мелеузовский, Миякинский, Стерлибашевский, Фёдоровский, и Чишминский районы Республики Башкортостан.

Уфимская епархия

Территория: города Благовещенск, Стерлитамак, Уфа; Благовещенский, Гафурийский, Кармаскалинский, Стерлитамакский и Уфимский районы Республики Башкортостан.

Правящий архиерей:Никон, митрополит Уфимский и Стерлитамакский (Николай Николаевич Васюков), кандидат богословия.

Статистические данные:

Монастырей: 1 мужской и 2 женских; 3 монастырских подворья.

Приходов — 116, в том числе: городских — 39, сельских — 77.

Храмов — 79; часовен — 6; молитвенных домов — 27; домовых храмов — 4.

Клириков — 122, в том числе: священников — 105, диаконов — 17.