Христиане-баптисты

Российский баптизм появился в 1868–1870 гг. в Херсонской губернии и Закавказье (в Тифлисе). С освобождением крестьян от крепостничества и усвоением грамотности в народе началось изучение Слова Божия, получившее название «штундизм». Внешний толчок к появлению этого религиозного движения дали немецкие колонисты. Впоследствии из воскресных кружков по изучению Библии возникли первые баптистские общины. Численность баптистов к 1917 г. составляла 150–200 тыс. человек. На территории Уфимской губернии Евангельское христианство появляется в самом конце 19 в., а баптизм в 1904–1905 гг. Оба евангелических направления были занесены немецкими миссионерами в ходе вынужденной миграции, вызванной гонениями на баптизм и Евангельское христианство, предпринятыми царизмом в 80-е – середине 90-х гг. 19 в. Первое время баптистские общины состояли в основном из немцев и латышей, Евангельские общины с самого начала состояли из славян. Из архивов известно, что примерно в 1900 г. в Уфе возникла община Евангельских христиан, возглавляемая Семёном Ермолаевичем Важдаевым. В 1903 г. появляются Евангельские христиане в деревне Шаровка Белебеевского уезда. Основой собственно баптистских общин явились немецкие колонисты Иглинской волости Уфимского уезда. Позднее появляется баптистская община на станции Симской в Архангельской волости Стерлитамакского уезда. По неполным данным, к 1913 г. В Уфимской губернии насчитывалось 623 баптиста и Евангельских христианина. Наиболее крупные общины баптистов были на станции Симской – 95 человек и в немецких колониях Иглинской волости – 81 человек. Оба Евангельских направления к 1913 г. имели 4 молитвенных дома: в Шаровке, Уфе, Давлеканово и на латышских хуторах Архангельской области. Все молитвенные дома были официально зарегистрированы как центры соответствующих общин. Уфимская община Евангельских христиан была зарегистрирована в канцелярии Уфимского губернатора в 1912 г. Община рзмещалась в частном доме Прокофьева Ивана Васильевича по ул. Малоникольская, 31 (ныне ул. Вагонная). Первым пресвитером уфимской общины был С.Е. Важдаев. По некоторым данным, в уфимской общине Евангельских христиан к 1917 г. числилось до 200 человек.

В 1910 г. в Уфимскую губернию был выслан Павел Николаевич Ткачинский, поляк по национальности. В 1912 г. он возглавил Давлекановскую общину Евангельских христиан, а в 1921 г. – уфимскую общину. Ткачинский был пресвитером до закрытия общины. В конце 30-х гг. репрессирован. В 20-е годы община находилась по ул. Суворовской, 3 (ныне ул. Крупской). Позднее община переехала в здание по ул. 9 января, 9, а затем – на ул. Московская, 14. После закрытия общины в 1935 году верующие собирались для молитвы по домам, арендовали квартиру по ул. К. Маркса (напротив парка им. И. Якутова). В 1941 году был открыт молитвенный дом в подвале дома № 1 по ул. Уральской, где жил член общины Пономарёв. В 1947 г. подвал был закрыт органами власти, и прихожане вновь стали собираться по квартирам. В начале 60-х гг. здание общины располагалось по бульвару Ибрагимова, а в 1965 г. было закрыто по требованию пожарной инспекции. В 1967 г. под молитвенный дом для общины было приобретено здание по ул. Онежской, 64. В настоящее время это здание не сохранилось. С 1976 г. община Евангельских христиан-баптистов находится по ул. Выборгской в доме № 29.

Период с 1917 по 1927 годы характеризуется количественным ростом протестантских общин в России и, соответственно, в Башкортостане. Этому способствовало лояльное отношение большевиков к протестантам и, в частности, к баптистам. Начиная с марта 1926 г. в центральных газетах стали появляться статьи, содержащие призывы расширять меры борьбы с верующими. В марте 1929 г. ВЦСПС рассылает циркуляр № 53 «об усилении антирелигиозной пропаганды», в котором говорилось, что церковь и религиозные секты служат прикрытием для антисоветской работы кулацких и капиталистических элементов и для международной буржуазии, а в апреле 1929 г. в резолюции 2-го Всероссийского Съезда воинствующих безбожников протестанты прямо объявлялись военно-шпионскими организациями международной буржуазии. После этого в стране начались полномасштабные репрессии.

Центральное событие 1944 г. для баптистского братства России – создание Всесоюзного совета Евангельских христиан-баптистов ВСЕХБ. Объединительная тенденция, зародившаяся ещё в середине 80-х гг. 19 в. в недрах двух евангелических конфессий – Евангельских христиан и баптистов – была реализована, хотя само объединение и было навязано партийно-государственным аппаратом. С 1945 г. начал издаваться журнал «Братский вестник». Помимо трёх зарегистрированных общин (Уфа, Стерлитамак и Шаровка) существовали многочисленные нелегальные группы ЕХБ в большинстве районов БАССР. Внутренняя жизнь зарегистрированных общин ЕХБ периода «оттепели» (1945–1948 гг.) известна достаточно слабо. Излишняя, с точки зрения партийной власти, миссионерская активность ЕХБ пресекалась. Собрания разрешались три раза в неделю, но вместе с тем наблюдался рост членов в общинах ЕХБ. К концу 1949 года в БАССР насчитывалось 780 человек верующих, три зарегистрированных общины ЕХБ и 8 общин нелегально действующих (не зарегистрированных).

На рубеже 50–60 гг. во время правления Хрущёва в стране была развёрнута полномасштабная антирелигиозная компания. В этот период административный нажим на баптистские общины вновь усиливается, а их деятельность максимально ограничивается. Это вызвало решительный протест ряда представителей местных общин, обвинивший ВСЕХБ в «проведении программы атеизма». В 1961 г. они объединились в Инициативную группу по созыву внеочередного съезда Евангельских христиан-баптистов. Позже сторонников инициативной группы стали именовать «инициативниками», затем – «раскольниками».

К 1965 г. к «инициативникам» присоединилось около 300 общин, одни из которых входили в Союз, но были недовольны его руководством, а другие действовали вне рамок Союза. Они образовали Совет церквей Евангельских христиан-баптистов, генеральным секретарём которого был избран Г. Винс. Организационно раскол Всесоюзного Союза оформился на съезде в октябре 1966 г.

Таким образом, раскол, охвативший церковь ЕХБ в 1960–1963 гг., проявился и на территории БАССР. Основной контингент «инициативников» в республике составили общины, традиционно тяготевшие к баптизму (Иглинский, Давлекановский районы, частично Архангельский район БАССР). Общины инициативников складывались и в новых городах БАССР (Октябрьский, Кумертау), где не было прочных корней ЕХБ. Но после покаяния руководителей ВСЕХБ, почти полного исправления перегибов 50-х – нач. 60-х гг. значительная часть из 5 общин СЦ ЕХБ перешла под юрисдикцию ВСЕХБ. В настоящее время в Уфе существует одна церковь СЦ ЕХБ, но в своей деятельности она сильно ограничена, так как не имеет официальной регистрации. Со второй половины 60-х гг. Евангельские христиане-баптисты открытым преследованиям уже не подвергались. Вновь проводились регулярные съезды, поддерживались контакты с зарубежными единоверцами в рамках Всемирного союза баптистов, Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей. Вместе с тем наблюдались случаи неоднократного нарушения гражданских прав последователей баптизма. Лишь в конце 80-х гг. церкви ЕХБ получили религиозную свободу ввиду того, что с распадом СССР отдельные части организации ЕХБ оказались в разных независимых государствах, на съезде в Москве в ноябре 1992 г. было принято решение о создании новой федеративной организации Евро-Азиатской федерации Евангельских христиан-баптистов. В настоящее время баптизм является одним из наиболее многочисленных христианских течений. Его последователи насчитывают до 75 млн. человек.

В Башкортостане в 90-е гг. наблюдается количественный рост общин ВСЕХБ. На 01.06.2009 г. в РБ существует 21 община, 15 из которых имеет официальную регистрацию. 6 зарегистрированных церквей расположены в г. Уфе, остальные зарегистрированные и незарегистрированные группы в следующих населённых пунктах РБ: Белебее, Октябрьском, Белорецке, Учалах, Кумертау, Ермолаево, Кривле-Ильюшкино, Бирске, Благовещенске, Нефтекамске, Давлеканове, Стерлитамаке, Боголюбовке, Салавате, Ишимбае. Церкви в Уфе: 1. «Дом молитвы для всех народов»; 2. «Свет Евангелия»; 3. «Благодать»; 4. «Церковь Святой Троицы»; 5. «Свет Воскресения»; 6. «Благая Весть». Количество членов ВСЕХБ в РБ на 2012 г. составляет 728 человек.

Объединение Церквей ЕХБ РБ (ОЦ ЕХБ РБ) входит в Российский Совет ЕХБ (РС ЕХБ). Все поместные церкви независимы, вертикального подчинения нет. Поместной церковью управляет Совет Старейшин, которым руководит старший пастор – пресвитер. Пастор и пресвитер – название двух функций одного лица (с греч. «пастор» – пастух, «пресвитер» – предстоящий, старейшина). Подчинение пастору добровольное. Пастор – не властная должность, если позиция пастора неясна церкви, Совет Старейшин может переизбрать пастора (что на практике случается крайне редко, так как позиция пастора обычно достаточно прозрачная). Должности пасторов, пресвитеров и диаконов выборные, наличие религиозного образования не является решающим, в отличие от иностранных, в первую очередь западных баптистских церквей, но в связи с количественным увеличением в последнее время христианских учебных заведений пасторы и диаконы, не имеющие специальной подготовки, редки. Совет старейшин состоит из пасторов (пресвитеров) и диаконов. Совет старейшин разбирает текущие вопросы и принимает решения. Если вопрос достаточно серьёзный, он выносится на обсуждение в Совет членов церкви.

У баптистов существует институт исповеди. Основная её форма – исповедь Господу, но практикуется и исповедь пастору либо рядовому члену церкви.

У баптистов РБ есть своя периодика – молодёжная газета «Коридор» (незарегистрированная, количество экземпляров одного выпуска не превышает 999 единиц), выходящая примерно раз в месяц, и социальная газета «Вера, Надежда, Любовь», выходящая раз в два–три месяца. У ВСЕХБ нет официального печатного органа, журналы и газеты, как и церкви, автономны. Печатные издания поддерживаются разными церквями или группами церквей.

Из образовательных учреждений ВСЕХБ в Уфе с 1995 г. существует Уфимская Библейская Школа на базе «Дома молитвы для всех народов». Действующие факультеты: регентский (музыкальный), миссионерский, христианского образования и пасторско-миссионерский. Обучаются только члены баптистской церкви с христианским стажем не менее одного года. Срок обучения от одного до двух лет. В других регионах России существуют библейские колледжи и институты ВСЕХБ. Центральные учебные заведения – Московский Библейский институт и Московская библейская семинария. При поместных церквях функционируют воскресные школы для детей, домашние группы по изучению Библии, кружки по интересам.

Баптистские церкви могут значительно отличаться друг от друга в отношении внутренней жизни общин. Можно сказать, что баптистами проводится принцип Августин Блаженного: «В главном – единство, во второстепенном – свобода и во всём – любовь». 1990 г. среди членов ЕХБ насчитывалось не более 5 человек башкирской и татарской национальностей. На сегодняшний день во многих церквах башкиры и татары составляют до 30%, причём наблюдается тенденция их роста среди состава новых членов и приближённых. При некоторых общинах ЕХБ (Уфа, Нефтекамск, Давлеканово, Ишимбай) существуют группы башкир и татар, которые имеют свои специфические богослужения на родном языке. При Уфимской церкви, в течение более 12 лет, работает радиостудия для записи радиопрограмм на башкирском и татарском языках. Существует специальная евангелизационная группа для организации благовестия среди мусульманского народа. Объединение церквей ЕХБ РБ находится в «Доме молитвы для всех народов». Возглавляет объединение старший пресвитер Жук Пётр Иванович.

Церковь «Свет Евангелия» первоначально входила в одноимённую ассоциацию, большинство церквей которых находятся на Украине, в основном в городах Киев и Ровно. Уфимская церковь «Свет Евангелия» была основана миссионерами с Украины, которые приехали в Уфу в ноябре 1992 г., а 27 июня 1993 г. было проведено первое крещение, положившее начало этой церкви. Позднее церковь «Свет Евангелия» влилась в состав ЕХБ, сохраняя добрые отношения с ассоциацией «Свет Евангелия». Сама эта ассоциация, в которую входит более 200 церквей в СНГ, была основана в украинском городе Ровно в 1989 г. немецкой межконфессиональной протестантской миссией «Свет на Востоке». Своих учебных заведений у ассоциации нет, богословское образование её члены получают в межконфессиональных протестантских учебных заведениях, таких как Донецкий Библейский Колледж и Киевская Духовная Семинария.

Уфимская церковь «Свет Евангелия» состоит из нескольких десятков прихожан. Под началом пастора служат два диакона. В церкви имеется воскресная детская школа, в которой проходят обучение до 10 человек. Пастор: Дятлик Сергей Садонович.

Есть три домашние группы по изучению Библии, занятия проводят лидеры домашних групп. Каждая из групп проводит одно занятие в неделю во вторник, среду или четверг. У церкви «Свет Евангелия» имеется дочерняя церковь, также входящая в состав ЕХБ. Это церковь «Свет Воскресения», состоящая из примерно двух десятков прихожан. Постоянного помещения нет, служения проводятся на квартирах.

Местное религиозное объединение