Суннизм

Сунниты составляют около 90% мусульман мира, их количество оценивается в 1 млрд. 400 тыс. человек. Один из ключевых постулатов, которого должен придерживаться каждый правоверный последователь суннизма – это признание первых четырех халифов Абу Бакра, Омара, Османа и Али. Также к числу обязательных требований к сунниту относится принятие шести канонических общепризнанных сборников хадисов, составленных аль-Бухари, ат-Тирмизи, абу Даудом, ан-Насаи, ибн-Маджи и Муслима.

В Башкортостане подавляющее большинство мусульман тради-ционно исповедует ислам суннитского толка. Принципиальным отличием шиизма от суннизма является признание права на преемство потомков Али в качестве духовного и светского главы мусульманской общины, из этого вытекает постулат о духовных истоках халифата и чудесных свойств за потомками пророка (ахли-ль-байт).

Основу учения суннитов составляют две области: вероубеждение (акыда) и исламское право (фикх). В основе вероубеждения лежит ашаритская и матуридитская акыда. В вопросах фикха суннитская умма делится на четыре мазхаба (шариатские правовые школы в исламе, названные по имени основателей: абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбал, Мухаммед Идрис аш-Шафии, Малик ибн Анас): ханафиты, ханбалиты, маликиты, шафииты. Если разделение Ислама на суннизм и шиизм – явление в историческом смысле политическое, порожденное расколом уммы в борьбе за власть в халифате, и социокультурное, как религиозная форма культурной реакции ирано-язычного мира со своей развитой доисламской культурной традицией на арабскую культурно-религиозную экспансию, то появление правовых школ (мазхабов) в суннизме – признанная уммой историческая необходимость, связанная с разрастанием уммы, накоплением большого количества преданий и легенд относительно пророка Мухаммада и его сподвижников. Были выработаны методики систематизации и анализа материала, что вылилось в формирование равно признанных правовых школ. В Башкортостане среди башкир и татар исторически распространен только ханафитский мазхаб. Реже в Башкортостане встречаются адепты шафиитской правовой школы, связанной скорее всего с образовательной деятельностью арабских миссионеров, а также с мигрантами из регионов Кавказа. Ханафитский мазхаб – одна из четырёх правовых школ в суннитском исламе. Разработчиком этой правовой школы является Абу Ханифа. Почти все наследие Абу Ханифы было передано им в устной форме ученикам, которые зафиксировали и систематизировали положения его мазхаба.


 

Научно-популярная литература:

Основные направления и течения в исламе

Основания "мажоритарного" богословия

Исламский энциклопедический словарь

Научная литература:

Желтов В. В., Желтов М. В. ИСЛАМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

Бартольд, В. В. Ислам

Шагавиев, Д.А. Исламские течения и группы: Учебное пособие / Дамир Шагавиев. — Казань, 2015. — 336 c.

Адыгамов Р.К. Исламское вероучение: Учебное пособие / Р.К. Адыгамов – Казань: Иман, 2010. – 231 с.