Иудаизм

Иудаизм – религия еврейского народа, история которой насчитывает около 4000 лет. Особенностями иудаизма с самого начала было: почитание единого Бога – единого для всех людей (монотеизм), вера в то, что между человеком и Богом происходит живое, непосредственное общение. Вся история отношений Бога и человека, описанная в Библии, основывается на постановлении завета. Первый завет установил Бог с Ноем, второй – с Авраамом, пообещав ему во владение земли от Нила до Евфрата (Ханаан), но, как знамение завета весь мужской род израилев должен обрезать свою крайнюю плоть на 8 день после рождения.

Поколение за поколением заключали завет: Исаак, сын Авраама, Иаков, сын Исаака и др. Бог, которого Авраам называет Элогим, а последующие поколения – Яхве (Иегова), покровительствует евреям, как народу избранному, направляет всякое действие своих подопечных, а также испытывает праведность их (Авраам родил Исаака в 100 лет, жертвоприношение Исаака и т.д.).

Иудаизм основан на том, что Бог лично вмешивается в земную жизнь человека и заключает союз именно с ним. В Синайских горах на месте ранее появлявшейся «неопалимой купины» Моисей обретает Тору (учение, законодательство). Тора есть – Пятикнижие Моисеево, первые пять книг Библии, которые являются самым священным документом иудаизма. В эпоху диаспоры (рассеяния) иудаизма складывается синагогальная организация еврейских религиозных общин. Синагога имела своё имущество, помогала соплеменникам. В ней читалось и комментировалось священное писание, проводились молитвы, но жертвы Яхве не приносились, это считалось прерогативой разрушенного иерусалимского храма. Иудейский канон составляет Танах – ветхозаветная часть Библии, которая была написана и составлена задолго до появления христианства и Талмуд. В основе Талмуда – Тора или Пятикнижие (далее приводится русское название переведённое с греческого и еврейское, с переводом): Книга Бытия (Брейшит – «В начале»), Исход (Шмот – «Имена»), Левит (Ваикра – «И воззвал»), Числа (Бемидбар – «В пустыне»), Второзаконие (Дварим – «Слова»). Расширенное устное толкование Торы впервые было собрано и отредактировано в 210 г. н.э. Иудой-ганаси и названо Мишной. Мишна разделена на 63 трактата, сгруппированных по 6 разделам:

Зераим (посевы) – постановления, молитвы, законы, имеющие отношение главным образом к земледелию;

Моэд (праздники) – регламентирует поведение иудеев во время праздников;

Нашим (жёны) – излагает законы, посвящённые браку и семье;

Незикин (повреждения) – по вопросам гражданского и уголовного права;

Кодишим (святыни) – о жертвоприношениях;

Тогорот (очищение) – вопросы об очищениях.

Однако и она активно комментировалась многими авторами. Этим занимались разъяснители (амораи), особенно в Иерусалиме и Вавилоне. Собрание толкований Мишны называется Гемарой. Мишна и Гемара составляют Талмуд. Существуют Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, окончательно отредактированные в 4–5 вв. н.э. В Талмуде различают галаху (закон) и агаду (миф).

К основным догматам иудаизма относятся:

1. Вера в единого Бога – Яхве. Впервые в истории религии провозглашён последовательный и принципиальный монотеизм.

2. Вера в приход мессии – спасителя, который придёт, чтобы совершить праведный суд и воздать людям должное. В дни мессии мир будет обновлён. Природа будет чрезвычайно щедра, люди будут жить до 1000 лет, прекратятся войны, болезни, распри. У мессии будут 9 предвестников. Среди них главный, совершающей «помазание мессии» будет Илья Пророк.

3. Вера в бессмертие души и существование загробного мира, в котором душа человека получает воздаяние за совершённое на земле. В человеке постоянно борются добро (душа) и зло (тело). Главное – забота о душе. И поскольку человек не знает дня своей смерти, то он должен быть готов к ней в любой момент. Душа и тело очищены от грехов, для чего имеются определённые правила, зафиксированные в обрядах.

Основные обряды иудаизма:

1. Молитва. Предписывается во время ежедневной утренней молитвы (кроме субботы и праздников) надевать на лоб и левую руку тфиллин (2 плотно закрытых ящичка кубической формы с прикреплёнными ремнями, заполненные пергаментами с ветхозаветными текстами). Тфиллин связаны с ношением амулетов. Молиться по Талмуду следует 3 раза в день «бецибур», т.е. в присутствии 10 человек (молитвенный кворум).

2. Мезуза. Это кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония, в свёрнутом виде помещается в деревянный или металлический футляр и прикрепляется к косяку двери. Отгоняет злых духов.

3. Цицит. Это кисти из шерстяных ниток, прикреплённые под верхней одеждой. Отгоняет злых духов.

4. Копорес. Обряд совершается в ночь накануне праздника Судного дня. Состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина – курицу), произнося три раза молитву. Птицу режут, а мясо поедают ночью накануне праздника.

5. Лулав. Совершается во время молитвы в день осеннего праздника суккот. Иудей в одной руке держит лулав (пальмовая ветвь, перевязанная тремя миртовыми и двумя вербными ветвями), а в другой эсрог (особый сорт лимона). Ими потрясают в воздухе, чтобы вызвать ветер и дождь.

6. Ташлих. В день иудейского нового года верующие собираются у реки, читают Тору и распевают гимны. Во время чтения молитв они вытряхивают крошки хлеба из карманов и бросают в воду, тем самым, освобождаясь от грехов.

7. Обрезание (Брит-мила). Символ завета. Как инициация (посвящение) молодых людей.

8. Омовение. Накануне субботы и других религиозных праздников совершается омовение в специально оборудованном бассейне с дождевой или ключевой водой – микве. Пища разделена на дозволенную (кошерную) – мясо жвачных животных, домашних птиц, зарезанных по правилам шехиты (ритуального убоя) и недозволенную (трефную) – свинина, кровь, одновременное употребление мяса и молока и др.

Иудейские праздники отмечаются по лунному календарю, в том числе:

1. Пасха (Песах). Изначально – пятнадцатый день месяца нисана – первый день жатвы. Позднее – праздник в честь исхода из Египта («песах» – прохождение). Состоял из праздника опресноков (поедание 7 дней пресного хлеба) и заклания пасхального агнца.

2. Шебуот. Справляется на 50 день после второго дня Пасхи. В древности назывался праздником седьмиц и был днём благодарения за жатву. Со 2 в. до н.э. празднуется в честь закона Моисея, полученного на Синае через семь недель после исхода. С эпохи эллинизма называется пятидесятница.

3. Йом-кипур (Судный день). Имеет важное значение, наряду с предшествующим ему днём нового года. От молитв на эти праздники зависят благополучие, удача и здоровье в течение всего будущего года. Все жители Земли проходят перед Яхве и он выносит приговор каждому по заслугам. Перед праздниками – месяц постов и молитв, 10 дней покаяния (тешуба). В древности в Йом-кипур приносили жертву искупления за весь народ. Утром приносили на заклание овна и бычка за первосвященника и священников и двух козлят за народ. Козлят выбирали по жребию: одного дарили Яхве, другого, отпускавшего грехи народа, передавали злому духу – козёл отпущения.

Научно-популярная литература:

Иудаизм – национальная религия евреев

Кратко об иудаизме

 

Научная литература:

РОЛЬ СИНАГОГИ В ЖИЗНИ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ДОКТРИН ИУДАИЗМА И ИСЛАМА

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИУДАИЗМА И ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ ДУХОВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОВНЕ СЕМЬИ И ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИУДАИЗМА НА КАВКАЗЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

ИСЛАМ, ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО: ИСТОКИ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ

СОВРЕМЕННЫЙ ИУДАИЗМ

ИУДАИЗМ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

КУЛЬТОВАЯ ПРАКТИКА ИУДАИЗМА: ТЕУРГИЧЕСКИЙ И СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ЗАПОВЕДИ ТОРЫ КАК ЦЕННОСТЬ ИУДАИЗМА